Уважаемая Светлана! Вы у нас, слава Богу, первая такая недовольная за все время работы, а ни много ни мало 6 лет. Так что, о какой-то "хорошей практике" говорить тут неуместно. С девушкой из 2ой августовской группы (отзыв на трипэдвайзере про который вы пишите), которая также попала в этот страшный тайфун, мы пообщались, ей подробно ответили, все разъяснили и все друг друга поняли. Давайте так, чтобы не тратить время друг друга, я все же буду писать Вам в конструктивном русле, чтобы Вы и мы для себя сделали выводы и в такие ситуации больше не попадали. Когда Вы пишите ошибочные и неверные вещи, как я надеюсь без злого умысла, я обязана на это указать из уважения к Вам, нашим прошлым и будущим туристам, нашим сотрудникам и правде в целом.
• Наша команда, которую Вы хотите уменьшить и свести к 2ум людям по-настоящему состоит из 12 человек (с ней Вы можете ознакомиться на нашем сайте). Эти 12 человек на разных этапах работы участвуют в создании путешествия – сменные водители и инструкторы ( с Вами работало 2 водителя и 2 гида – Вы почему-то забыли Дмитрия младшего и Ивана), автомеханики, которые приводят наши машины в норму, а также владельцы дома где вы жили, капитаны катеров – их много всех даже не перечислить.
• Про неопреновый костюм, термос и другие предметы личного снаряжения. У каждой компании, работающей в туризме он разный, здесь нет общих правил. Светлана, в следующий раз очень внимательно читайте список личного снаряжения – берите все, что указано в нем. Если там написано, что Вы должны для себя емкость для воды или термос – это значит, что Вы должны его брать и не ждать что Вам его предоставят на месте. Тоже самое с неопреновым костюмом. Вряд ли Вам кто-то мог сказать в РашаДискавери то, что Вы пишите насчет купания в море осенью. Я точно такого сказать не могла. Мы всегда и везде говорим, что июль и август – это месяцы моря, а осень - это месяцы гор и треккинга. Температура воды приведена у нас на сайте, есть в распоряжении у менеджеров РашаДискавери и в принципе есть в открытых источниках в интернете. Естественно, если для Вас главное - часами плавать в море, то тут надо было выбирать лето, это же очевидная вещь! Но опять таки, если бы Вы внимательно читали список личного снаряженная, где указан неопреновый костюм, то проблем бы у Вас не было. Ну и так, все в группе на юге края купались в море в бухте Алексеева: и Петя и Кирилл, и Саша и другие участники, а не только Ирина и Оксана.
• Про изменения в программе – мы писали, что они связаны с погодными условиями (тайфун Лайонрок –ЧС федерального масштаба), мы Вас предупредили по факту накануне тура, так как все стремительно менялось – что-то восстанавливали, что-то из мест, в которых должен был проходить тур так и оставалось недоступным. Вы везде пишите про стоимость, но не указываете, что Вам провели более дорогой тур по цене дешевого. Тур с охватом центра и севера края более стоит на 20 тысяч дороже, чем то, за что Вы заплатили.
• Про форс-мажоры и компенсации – у нас в договоре с РД написано, что программа может меняться и что в случае форс-мажоров, подтвержденных федеральными и региональными властями, компенсации не возвращаются (так работают все туристические компании). Подчеркиваю, что здесь речь идет не о плохой погоде, дождике и чем-то подобном, а именно о ситуациях подтвержденной властями. Во время всего Вашего тура было объявлен ЧС федерального масштаба, что означает, что весь Ваш тур проходил в ситуации форс-мажора и согласно договору, в случае любых накладок перерасчет не производится. Светлана, советую Вам в следующий раз уточнять политику форс-мажора у агентов, прежде чем покупать тур, а также внимательно читать памятки и прочую информацию по туру. Мы часто наоборот добавляем бонусы и дарим туристам дополнительные маршруты и экскурсии, если имеем такую возможность и стараемся общую стоимость тура в случае форс-мажоров повышать, а ни понижать, как и было в Вашем случае. Еще раз повторяю, что мы имели юридическое право все 12 дней находиться только на полуострове Гамова, который не попал под тайфун и слабо пострадал. Мы на это не пошли.
• Про питание. Вы знаете, «1 банка тушенки на 6 человек», меня рассмешила, но конечно все это очень печально читать… Мы в следующий раз будем фотографировать еду каждый раз, чтобы такого больше не возникло. Передо мной сейчас лежит бухгалтерский отчет, где все наши с вами чеки на продукты – так вот там и баклажаны, кабачки и другие овощи и свинина, говядина и курица, болгарские перцы, красная рыба, разные ветчины и мясные изделия и многое другое есть. Чай и кофе за счет туристов?? Это тоже сложно понять. Чай и кофе у нас всегда есть, как и все другое. В нашей группе был Петр – владелец московского ресторана, он мне сказал, что никогда еще так вкусно и разнообразно в походах не ел. Все в группе были довольны едой и много раз говорили, что наши сотрудники очень вкусно готовят. Вы же молчали, что Вам, что-то не нравится! Если у Вас проблемы с желудком в следующий раз обязательно подходите и говорите повару, что Вам требуется диетическая еда, а также отдельно в заявке на тур укажите это. Смысл это писать через полгода после тура? Ведь сейчас уже ничего изменить нельзя. Мы всегда идем навстречу людям с особенностями питания: вегетарианцам, людям на диетах и с аллергиями. Просто об этом надо заранее говорить и все будет хорошо!
• Про ситуацию на Максимовке еще раз. Воды в салоне машины было 5 см. Никакого риска для людей в принципе не было и близко. Никто не орал, мы по всем правилам эвакуации, сказали сначала выйти людям по веревке на сушу, а потом сами достали все вещи. Вещи в рюкзаках промокли только у Саши и у меня – они просто лежали на дне багажника, у всех остальных они были сухие. Гид Дима свой спальник отдал Саше, все поделились вещами. Все было по-человечески. Костер разожгла не я конечно, а наши водители и остальные мужчины в группе, хорошо, что вы им помогали. Я занималась едой - приготовила тушеную говядину с капустой и черносливом и чай. Иван (гид) был отправлен в Терней и имел с собой деньги естественно, на которые купил по заказу туристов пельмени и другую еду и всех накормил. Никто не был голодным, не выдумывайте (Вам даже Оксана и Ирина говорили, что такого не было). То, что Вы решили что-то купить на свои деньги – это тоже возможно в такой ситуации, деньги Вам все вернули. Никто автостопом не занимался, Вы путаете это понятие. Мы договорились с семьей из Пластуна, что они Вас довезут в Терней. По дороге у них также сломалась машина, и Вы пересели в машину к этому туристу из Алтая – в ситуациях форс-мажора люди помогают друг другу и это нормально. В любом случае мы бы Вас, конечно же, вывезли, так же как и эту местную семью с детишками. Для себя мы вывод сделали– мы больше в принципе не поедем туда, где есть риск попасть в такой брод и ничего подобного ни с кем больше не случится, не переживайте!
• Про мусор – мы вывозили свой мусор всегда и мусор других людей настолько, насколько имели на это возможности и свободное место в машине. Туалеты в 80% мест в туре были нормальные. Переносные и временные туалеты – это тоже не вариант. Впредь мы будем останавливаться только в кемпингах с нормальными туалетами и септиками.
• Про морскую прогулку. Этот момент решала не я, а наш капитан Алексей. Он отказался выходить в море в те дни, что мы были на Кеме и пробовали попасть на водопад, также как и отказался выходить в море и на следующий день из-за ветра и состояния моря. Я его в этом поддерживаю. Море это не шутки и это не 5 см воды в машине. Тут нужна особенная осторожность. За этот сезон ваша - это единственная группа без морской экскурсии – к сожалению, такое редко, но случается. Этот момент прописан в памятке. Про политику возвратов и замен при штормах и погодных условиях мы уже очень подробно написали в новой памятке (в Вашей все это тоже было написано). Надеюсь, что недопонимания больше не будет.
• Про поход на Лысую. Замыкающим шел наш сотрудник Иван, который имеет высшее картографическое образование, шел всю дорогу сзади и вперед не убегал, как Вы пишите. При разделении группы у каждой части остался фальшфейер, у нас (у группы, которая пошла наверх) даже 2! Вы тут видимо что-то не поняли. Нас осталось 6 человек, тропа была завалена ветровалом, мы с Дмитрием шли впереди, так как советовались как нам лучше обойти завалы. Замыкающим шел Кирилл, мы контролировали группу, часто останавливались и всех ждали, и все прошло более чем хорошо.
Светлана, я понимаю, что Вы ожидали большего, что Вы попали в этот тайфун или даже в пост-тайфун если быть точным. Но поймите, что Вы увидели много для такой ситуации и что мы могли бы просидеть на Гамова весь тур – было бы конечно меньше приключений, но и впечатлений было бы в разы меньше. Старайтесь все принимать с позитивом, даже погодные катаклизмы и приключения! Мы свои ошибки уже учли, Вы также учтите свои ошибки при подготовке к туру. И не бойтесь говорить, что Вам что-то непонятно турагентам, узнавайте про политику отмен и форс-мажоров заранее. Просите прочитать договор между турагентом и туропертором. Внимательно читайте памятку, список личного снаряжения и берите все, что там указано. Удачи!